О введении курса "Моё Оренбуржье"
По Поручению губернатора Оренбургской области Берга Ю.А. (ежегодный отчет от 20.06.2017г), в школах области с 01 сентября 2017 г. введён курс «Мое Оренбуржье».
Краеведение– благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, области.
Курс «Моё Оренбуржье» вводится с целью реализации региональной краеведческой составляющей образования в Оренбургской области. Реализуемая модель основана на принципах деятельностного подхода в обучении, даёт возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них универсальных учебных действий, исследовательских и проектных умений, навыков гражданской активности.
Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам "Окружающий мир" и "Литературное чтение". Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития. Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность, простота в использовании.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле, на которой родился.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, список литературы.
Экскурсия на природу «Осенняя пора очей очарованье…».
Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания любви к своей Родине.
В рамках реализации курса «Мое Оренбуржье» учащиеся совершили экскурсию на природу. Один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывал у обучающихся радость. Они с большим интересом готовились к ней и с нетерпением ожидали ее проведения. Выбрали место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений. У большинства деревьев, кустарников листья опадают, желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды.
Во время экскурсии было несколько остановок, где ребята играли. Например, им была предложена игра «Найди дерево». Каждый ребенок подготовил загадки о деревьях. Один ученик загадывает загадку о дереве, остальные дети, отгадав её, должны подбежать к этому дереву.
Игра «Подбери лист». Каждый берет какой-нибудь лист, упавший на землю. Ребята с одинаковыми листьями образуют отдельные группы. Найдите дерево, с которого упал ваш лист. Назовите дерево.
Игра «Поезд». Дети встают друг за другом и образуют «поезд», который идет от станции «Сосновая» к станции «Березовая», «Рябиновая» и т.д.
Ребята с большим удовольствием играли и учились. Научились определять деревья, которые растут в нашей местности.
Собрали листья, плоды, семена, шишки для поделок. После экскурсии ребята выразили свои впечатления в рисунках и поделках из природного материала.